и с т о р и я

СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ -- наверное, наиболее законспирированная группа московского андеграунда, а может, и андеграунда вообще. Информации почти нет, записи можно найти разве что у них самих или у их ближайших друзей, концерты проходят крайне редко... Давайте попробуем приоткрыть завесу тайны (хотя бы по отдельным публикациям и рассказам непосредственных участников и очевидцев событий), не претендуя на абсолютную истину, а так -- для интересу. Вообще-то, история "Енотов" печаталась в самиздатовском журнале "Связь времен", но если вы его читали, значит, скорее всего, знакомы с ними лично.
Итак...

СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ. История снаружи

СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ впервые появились на сцене весной 1992 года. "Отцы-основатели" группы Борис Усов и Борис Рудкин на тот момент выпускали самиздатовский журнал "Шумелаъ Мышь", поэтому сразу попали в поле зрения московской рок-журналистики, а вместе и в третью "КонтрКультУр'у". "Наше стеклянное будущее",- было написано там под фотографией Усова... Благодаря ли этому, нет ли, но "Еноты" получили некую локальную известность, и, можно сказать, популярность. Конечно, в кругах того самого пресловутого "рок-андеграунда" (в котором после роспуска ГО и ИПВ явно не хватало сенсаций). На ранних концертах и записях царил форменный бедлам: представьте себе палату в сумасшедшем доме, в которой больным забыли выдать успокоительное... Представили? Ну так вот, вы все еще даже не приблизились к этому.
В районе 1993 года группа играет оголтелый панк-рок, который явно переплевывает даже концерты "Гражданской обороны" 1989-90 года. Скрежет нестройной гитары через совковую примочку, ритм-секция худо-бедно пытается держать ритм на 4/4, естественно, ни одного рифа и ни одного соло, и под это вокалист выкрикивает свои стихи истерично, как фюрер на митинге политические лозунги. Сами тексты при этом являют собой своего рода разновидность "экзистенциального панка", с множеством образов разных одушевленных зверей, и впечатление такое, будто написано это все очкастым школьником, который не ходит на физкультуру, читает много книжек "не по возрасту" и частенько бывает чморим одноклассниками. Этакая классовая борьба, помноженная на экзистенциализм пубертатного периода. Даже в записи это звучит бесподобно. Группа дает концерты, записывает альбомы (по звуку не отличишь), периодически меняя состав... В итоге где-то к 94-95 году в рядах "Енотов" оказываются одновременно Арина, Борян ("Лисичкин хлеб"), Экзич (ну помните, "Леха Экзич -- бас XXI века"?) и Костя Мишин. Этот состав можно было бы назвать "золотым" для группы. Звучание, и так спонтанно двигавшееся в сторону мелодизма, под влиянием Мишина и Экзича становится похоже на мелодичный пост-панк. Кстати, это был хороший период для Усова-сочинителя. В таком составе СЕ записывают свои, возможно лучшие альбомы "Заснеженный дом" (1995) и "Колыбельная для погибающей цивилизации" (1996). Группа достаточно активно гастролирует, причем немыслимым единым блоком с "Огнем" и "Ожогом". Такие выступления состоялись, к примеру, в Ставрополе в 1994 году (у "Енотов" Леший на барабанах!) или в Актюбинске в 1995.
Последнее, кстати сказать, -- прямое следствие знакомства Усова с неким Ерменом, ныне популярным певцом, а тогда просто панк-музыкантом из Актюбинска. В качестве ответной любезности москвичи приглашают группы актюбинского панк-клуба в Москву. С актюбинскими же музыкантами совместно записан альбом 1997 года "Остров-крепость" (последний альбом, в котором участвует Экзич). Параллельно появляется на свет дочерний проект "Енотов" "Утро над Вавилоном", -- там поет Арина, хотя это не совсем сольник, так как поет она усовские и Боряна Покидько тексты.
К тому времени и Мишин, и Экзич от "Енотов" понемногу отошли, а между тусовками "Огня-Ожога-Банды" с одной стороны и "Енотов" с другой возникает этакая "латентная" конфронтация. Например, Усов честит Мишина (со страниц своего журнала "Связь времен") за то, что тот продает кассеты "Соломенных енотов" и Ермена, за то, что "Банда четырех" не хочет играть четырехаккордный панк, как "Резервация" и т.д. Устно Мишина вообще ругают за то, что он... покупает к пиву чипсы и т.д. В ответ смачно пересказываются истории о том, как Боря спьяну ходит под себя, как лезет в драку и получает по морде и т.п. Однажды взаимное раздражение дошло даже до мордобоя, причем по надуманному поводу...

...Ладно, о музыке... Так вот, тем временем в составе "С.Е." -- новый басист -- Герман, между прочим, неплохой аранжировщик, с которым дается несколько концертов и записывается альбом "Империя разбитых сердец". Правда, через некоторое время он группу покидает.
Где-то в 2000-2001 году Усов собирает еще один дочерний проект "КоСоВо" (это не то, что вы подумали, это "Коты Созвонились Вовремя"), где его творения исполняет некоторая девушка стремно-трогательного вида. "Это такая тактика, -- чтобы было больше проектов",- сказал Борис доверительно. Ну, этот проект пробыл вообще не очень долго.

...Ну, и на сегодняшний день СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ представляют собой очень замкнутое сообщество, такой узкий круг музыкантов (например, А.Фомин и О.Сватенко из Питера, группа "Лайда", А.Репьев и т.д.)-друзей-тусовщиков-собутыльников, попасть в который очень непросто, так как посторонних оценивают по каким-то только "енотовцам" ведомым критериям. Записи распространяются среди этого круга лиц, а концертная деятельность сведена, в основном, к квартирникам у Усова дома. Хотя, иногда "Еноты" играют и в клубах, например, в понтово-эстетском кабаке "Проект О.Г.И."...


г л а в н а я . бортовой журнал . о группе . персоналии . статьи, рецензии и прочее . фотоальбом . стихи . музыка . гостевая . p.s.