Интервью с бывшей гитаристкой Енотов Аней Бернштейн

19 Декабря, 2002
Хуятор Финкельштейн: Ну что-ж, начнем сеанс?
Аня Бернштейн: Давай
ХФ: Ну давай по порядку тогда… Как ты приобщилась к московской панк тусовке? Как все это начиналось?
АБ:Сразу оговорюсь что единой панк тусовки в москве никогда не было. Было много разных групп и музыкальных проектов которые
считались ‘панками’, но их, кроме стандарных панк аккордов почти ничего не обьединяло. Ну путь у меня, как и у многих других
начинался достаточно стандартно: с тринадцати лет слушала так называемый ‘русский рок’, в 15 открыла для себя Гражданскую
Оборону. Начала тусоваться с уличными панками, а потом попался журнал - третий номер ‘КонтКультУры’, который буквально
перевернул мне и нескольким близким друзьям жизнь. Надо сказать что кроме уличных панков были еще т.н.
экзестенциально-книжные панки, в среде котрых я и очутилась к 92 году.
ХФ- Первой коммандой в которой ты играла был Лисичкин Хлеб?
АБ-Да
Х-Как ты стусовалась с ними и из кого сосотял ЛисХлеб в тот период?
АБ-В 91-92 году, я была одержима идеей сбора людей. Зачем, я еще не знала, но я все время искала людей. В марте 92, в
магазине пластинок я познакомилась с Димой Моделем. Оказалось что мы оба учимся в 10 классе, живем на Бабушинской, состоим в
Армии Алисы, но тяготеем к чему-то более продвинутому. У Димы было два лучших друга-Захар Мухин, Саня Белов и еще двоюродный
брат Борян. Всем нам страшно хотелось играть в какой-нибудь группе и все лето 92, Дима (которого родители заслали в
деревню), и я, которая все еще тусовалась с панками в пыльной Москве, пытались научиться играть на гитаре. Осенью, когда все
вернулись в Москву, все перечисленные (плюс младший брат Белова) собрались, подключили одну имевшуюся гитару в Электронику и
начали орать накануне написанные тексты. Потом придумали название – ‘Лисичкин Хлеб’. Основной метод игры была игра ‘на одной
струне’. Я наверное на тот момент больше всех аккордов знала-штук 5. Всем было по 15 лет кроме Боряна, которому было 13.
ХФ- Значит комманда была без особого осознания ролей каждого участника… Но в конце концов каждый должен занять определенное
место, выполнять определенную функцию. Как были распределены роли?
АБ- Роли с самого начала какие-то были, но потом они сильно поменялись. Борян, который немножко умел барабанить, должен был
стать барабанщиком, я и Дима-играть на гитарах, а Захар и Белов-петь. Тексты должны были писаться всеми. Но потом оказалось
что Борян пишет хорошие стихи, у Белова вдруг проснулся офигенный музыкальный слух (он потом был единственный кто мог хорошо
играть), а я, Дима и Захар все играли ритмы (кто-то из нас на басу, что было то же самое т.к. игралось все на одной
струне-на верхней). Позднее Борян стал вокалистом, Дима играл на ритме, Белов на басу, Захар, периодически выпадая из
группы, на всем что попало, а я стала играть в Соломенных Енотах и забросила ЛисХлеб. А вообще я с трудом вспоминаю кто на
чем играл-память уже старческая стала!
ХФ - Рок зв?зда туманного периода? И память как жертва веселой жизни? J
Вот эти ранние тексты про которые ты говорила… Про что они были?
АБ-Тексты были нон-конформистского, панковского плана. На первой репетиции вообще самые разные-про то как Борян упал с
табуретки, как Беловский брат расправился с гопниками, анти-религиозные. Потом пошли тексты анти-буржуазного,
анти-системного и про-коммунистического плана. Мы в то время считали себя коммунистами, но не современными, а настоящими, с
корнями в двадцатых годах. Надо сказать что это было очень неуместно т.к. как раз был самый разгар перестройки.
ХФ- Подожди… ты же сказала что вы все стусовались в девяносто втором. Тогда ведь совка уже не было..
АБ- Совка тогда уже не было, но только тогда мы начали понимать всю гнилость т.н. ‘демократии’ и противопостовляли ее
чистому коммунизму. А вообще все было замешено на подростковой ностальгии по ‘советскому’ детству. Захар тогда написал
статью ‘Уходят продукты’ в наш журнал, которая стала своего рода манифестом этих идей. Вообще группа ‘Лисичкин Хлеб’ тогда
не была отдельным явлением. Мы называли себя движением Ультра-радикальных экстремистов (ДВУРЕ), и рупором был журнал
‘Подробности Взрыва’, где излагались все идеи ‘ЛисХлеба’.
ХФ-Все люди в комманде разделяли коммунистические взгляды?
АБ- В основном это были Захар и Дима. Белова и меня тогда больше клонило в анти-буржуазную философию, но мы стали все
больше поддаваться влиянию Захара и Димы. А у Боряна вообще взглядов никогда четких на политику не было.
ХФ-Кто поет на кассете ‘Концерт для каждого человека?’
АБ-Борян, на всех альбомах, везде за редкими исключениями поет Борян.
ХФ-А тексты кто пишет? Тоже он, да?
АБ-Тоже он.
ХФ-Каков состав комманды на сегодняшний день?
АБ-Борян и Дима
ХФ- Это все?
АБ- На сегодняшний день, ЛисХлеб, как группа, не существует. Но иногда, Дима встречается с Боряном и они что-то
записывают. (Но может быть они так не считают?) Но с уверенностью можно сказать, в основном занимаются все бывшие
ЛисХлеписты абсолютно другими делами.
ХФ- Ну вот альбом ‘Ничего нового’… Кто играет на гитаре, барабанах, басу? На саксофоне в конце концов?
АБ- Точно не знаю. Могу узнать, но скорее всего это люди которых привлекли на этот один альбом.
ХФ- Какова вообще дискография ЛисХлеба?
АБ-Ой, вот тут меня память уже подводит. Страшно сказать, но не помню.
ХФ- Ну примерно, сколько ‘студийных’ записей, сколько альбомов?
АБ- Могу написать Диме и узнать. Альбомов наверное штук пять, плюс всякие квартирники, пара концертов.
ХФ-Да, было бы здорово узнать.. Какие твои самые любимые песни из репертуара ЛисХлеба?
АБ-Люблю песню –‘Братья по разуму’ из ‘Концерта для каждого человека’. Мы ее даже в Соломенных Енотах перепевали. ‘Белый
Шум’ еще…. Надо вспомнить что еще… Вообще все тексты Боряна очень люблю. Понимаешь, я так давно все это уже не слушала,
что вспомнить уже не могу.
ХФ-А вот что послужило причиной твоего ухода из ЛисХлеба? Или просто так само собой получилось?
АБ-Во первых я летом 93 уехала в америку (первый раз, т.к. был еще и второй) а так, мне просто очень понравились Соломенные
Еноты и я стала посвещать все свое время им и забросила ЛисХлеб.
ХФ-Как ты уехала в первый раз?
АБ-В первый раз наверное как все эмигранты-по беженской программе, с родителями. Я была сильно против, меня вся тусовка
уговаривала убежать из дома (готовили мне побег и жизнь по впискам и чердакакм), но в шестнадцать лет все таки стремно было.
Вот я и поехала. Ты тоже наверное так уезжал?
ХФ- Ага. Только мне тринадцать лет было.
АБ-В тринадцать еще можно.

ХФ- В шестнадцать было бы труднее.
АБ-Мне даже почти семнадцать было. Ужас!
ХФ-А во ‘второй раз’ это как?
АБ-Я из америки через полгода сбежала. То есть с 94 до 97 я опять жила в Москве.
ХФ-Как это ‘сбежала’?
АБ-Ну, накопила денег на билет и не став слушать причитания всей родни, даже не успев получить green card (удостоверение
постоянного пребывания в стране), села на самолет и прилетела обратно. Год жила не являясь гражданином никакой страны.
ХФ-Круто! Как кошка которая гуляет сама по себе.
АБ- J
ХФ-В это время ты играла в Соломенных Енотах?
АБ-Да, сразу как с самолета-так в Соломенные Еноты.
Я вообще считала это ‘делом жизни’ в то время.
ХФ-Чем, для тебя, отличались Соломенные Еноты от ЛисХлеба? Что тебя в них притягивало?
АБ-Ну ЛисХлеб это были просто мои друзья (кстати до сих пор). А в Соломенных Еноты играли люди постарше, и это больше
внутренне подходило мне.
У нас вообще в нашем ‘московском панк клубе’ было только два возраста- с разрывом в 6 лет, и Соломенные Еноты казались
мне более ‘серьезной’ группой. Ну и тематика песен была более отвлеченно-философская, что более подходило моему характеру.
ХФ-Кто играл в Соломенных Енотах? Как ты с ними познакомилась?
АБ-Знакомство с Соломенными Енотами – исторический момент. Хоть Захар в своей статье
(http://workcontrol.ru/zahmuh/statji_lh.htm) и признает роль Усова. Соломенные Еноты-это изначально были Усов и Рудкин.
Все тексты писал и пел Усов, а Рудкин чего-то там играл, а вместе они издавали журнал –‘Шумела Мышь’. На гитаре играл Костя
Мишин. То есть история очень похожая на ЛисХлеб, только нам всем было 16, а им 22. А познакомились мы так: мы в третьем
номере КонтКультУры прочитали статью, перепечатку из Шумела Мышь, и все вместе (я, Дима, Захар, Белов, Борян) попали на их
концерт, после чего у нас у всех, включая меня, окончательно снесло крышу от всего увиденного. Это было в сентябре 92, и я
отчетливо помню как придя домой я заявила маме что точно ни в какую америку не поеду (а мы как раз уже заканчивали оформлять
бумаги).
Надо сказать что все ЛисХлеписты, кроме Боряна, жили на одной станции на севере Москвы, а все Еноты жили тоже на одной
станции, но на юге Москвы. Борян жил на той-же станции что и Еноты, и у нас одно время было таки экстатическое слияние двух
групп, не смотря на разницу в возрасте, что и продлило золотое время все-московского патриотического панк-клуба. Я в
ЛисХлебе тоже как-то после этого играла (один раз даже на басу!), но все составы часто перетекали туда-сюда. Например,
Борян стал барабанщиком Енотов по совместительству.
Понятно я обьясняю?
ХФ-Да, довольно понятно. Какая официальная дискография Енотов?
АБ-У них очень много альбомов. После моего ухода, вообще не знаю. Сейчас напишу что вспомню, но потом надо порыться,
наверняка половину забуду… так:
‘Итог революции’, ‘Горбунок’, ‘Солнце’, ‘Лето и студентки’-это в мое время, тоже по-моему не все. До ‘Итога Революции’ по
мойму один или два альбома было. Не, на официальную дискографию не тянет. О! ‘Школьный вальс’ – это до ‘Итога революции’.
ХФ-А что ты делала в Енотах?
АБ-Играла на ритм гитаре, иногда бэк-вокал. Писала ‘музыку’ к песням.
ХФ-Какова идеология Енотов? Тоже коммунистическая?
АБ-Нет, у Енотов никогда никакой политической идеологии не было. Тексты анти-социальные, но философско-мировозренческие.
Кстати, надо подчеркнуть что коммунистическая идеология у ЛисХлеба долго не продержалась. Это только на раннем периоде. В
политике вообще никто ничего не понимал, и самое главное она всем была безынтересна и все к ней относились с презрением.
Наоборот, даже это обсуждать считалось дурным тоном. Я помню про падение берлинксой стены узнала года через два и
впечатления это на меня тогда не произвело. Борян вообще меньше всех интересовался. Я, Дима, и Захар потом стали
анархистами, и потом анархо-экологами и вообще в россии ЛисХлеб более известен в левых кругах.
Насчет ЛисХлеба, у меня такой туман по поводу альбомов т.к. где-то с 95 года им серьезно никто не занимался. Он существовал
где-то на заднем плане, а все вышеперечисленные люди занимались разными другими проектами. Борян всегда писал и будет
писать тексты, но его кто-то всегда должен подталкивать что-то записать.
ХФ-Соломенные Еноты, это те которые поют ‘Встретимся в 94 году?’
АБ-Да, а где ты это слышал?
ХФ-На твоей кассете. J
АБ- А!
ХФ-Честно говоря мне ЛисХлеб намного больше нравится. Исполнение то есть.
АБ-Ну это совсем разные проекты, и к тому же Еноты на этой кассете-очень нехарактерная запись. Там были соло гитара и
всякие прибамбасы. В мое время мы все это упразднили!
ХФ-Ясно, надо послушать… А сколько ты с Енотами играла?
АБ-Три года.
ХФ-Сколько концертов было у Енотов?
АБ-Ой, до фига. Они до сих пор существуют, вот недавно десятилетие отмечали. У них и сейчас часто в москве концерты. В
других городах тоже бывают.
ХФ-Какой народ приходит на концерты Енотов?
АБ-Вообще Соломенные Еноты это Боря Усов и вокруг него бывают разные люди. С их переменой меняется и музыкальный стиль
группы. С кем Усов в данный момент общается, те и приходят. А народ вокруг него вертится совершенно разный, от книжных
мальчиков то старых панк рокеров. То есть на концертах присутствует самый разный народ. Усов-это такая совершенно особая
личность.
ХФ-Чем он особенный?
АБ-Он пишет порой гениальные стихи из самых неожиданных образов. Личность явно харизматическая. Интернет не признает.
ХФ- А вот еще вопрос который я забыл задать-какое оборудованние использовали ЛисХлеб и Еноты?
АБ- Я уже и не помню. Какие то гитары… ни у кого своих гитар то не было, всегда брали у каких то лабухов взаймы. Была у
нас одна советская гитара одно время, потом всякие японские. Но марки я уже точно не всомню.
ХФ-Ясно.. Ну тогда давай перейдем к ‘Ножу’. Какое отношение ты имела к этой комманде?
АБ- Ну в Ноже я только на клавишах поигрывала. Потом, это были те же самые люди, из ЛисХлеба и некоторые из Енотов, так
что составы плавно перетекали.
ХФ-В интернете ты очень мало упоминаешся. Только в одном месте про ЛисХлеб. Все что нашел про Енотов и Нож как-то
игнорирует тебя. Почему?
АБ-Просто когда я там играла, еще интернета не было. В основном, люди, которюе писали статьи в интернете, появились
гораздо позже, когда я уже давно в россии не жила.
ХФ- Ясно! Настолько крутая, что новомодные интернетчики понятия не имеют. J
Ну тогда мне крупно повезло что я тебя откапал! J
АБ- Кстати в истории Ножа я упоминаюсь под именем Янтарева (перевод моей фамилии с немецкого). Много всяких псевдонимов
было. В самом начале мы выпускали экстремистский журнал-‘Подробности взрыва’
ХФ- А чего там было эксремистского? Коммунизм?
АБ-Ну коммунизмом это сложно назвать. Столинский который делает http://www.ugoraet.narod.ru умудрился отсканировать
фотокопии всего номера. Там пропагандируется терроризм, предлагаются проекты как переделать москву: например на месте
кремля поставить гигантский атомный реактор и т.д.
ХФ- J Дистиллированное долбоебство! Охуительно! Есть в сети где нибудь?
АБ- На ugoraet.narod.ru, точно не помню в какой рубрике но где-то есть. Я сама не знала и тут случайно нашла. Всю ночь
читала. J
Моя статья там тоже есть. Очень бескомпромисная-16 лет все-таки было.
ХФ-Давай опять про Нож. Он ведь больше не существует?
АБ- Да, Нож сейчас не существует. Но может в любой момент восстать из пепла если найдутся желающие.
ХФ- Какова дискография Ножа?
АБ- Так, сейчас подумаю. Значит: 1- ‘Пена Дней’ ( с вокалисткой Наташей Сухаревой), 2-не помню какой (с Катей Фаустовой) 3
American Dream (с Машей Чесноковой) на котором я уже не играла. Потом была еще вокалистка Яна Побрус, но помоему ничего с
ней записано не было, концерт какой-то может быть только.
ХФ-Какой альбом у Ножа самый лучший?
АБ-‘Пена дней’
ХФ-Ясно. Запомню. То есть Нож ето был типа панковский Браво или Мираж? Девченки сами хоть когда нибудь тексты писали?
АБ-Не, все тексты писал Борян.
ХФ-Интересно! А что стало со всеми этими вокалистками, да и вообще с народом который отошел от дел Ножа, ЛисХлеба и
Соломенных Енотов? Есть какие нибудь интересные судьбы, личности (кроме тебя конечно) ? J
АБ-Ну девченки там были самые разные: первая, Наташа Сухарева, просто такая ПТУшница, ее после записи этого альбома быстро
уволили, официальная версия что за ‘звездную болезнь’ и ‘блядство’, а так я уже не помню. А вот Катя Фаустова была очень
хорошая подруга всех нас еще долгое время, душевный человек. Остальные две-преходящие персонажи.
Был еще такой Экзич который играл во множестве проектов, включая и Енотов. А остальные, кроме меня, это собственно Дима и
Борян, которые вот сейчас ЛисХлебом занимаются. А вообще уже столько было других проектов после этого что нужно целую книгу
писать. Если хочешь, вкатце перечислю насчет судеб, многие живут довольно прозаически сегодня (почти все женаты, у всех
дети, ну кроме меня конечно). Правда проекты все равно интересные есть. Но не музыкальные. Сейчас все в основном
занимаются кино. А раньше занимались группой ЗАИБИ (http://fugk.rema.ru:8101/index.htm) -за анонимное и бесплатное
искусство, может слышал про такое?
ХФ-Да, слышал. Про кино я тоже читал. Давай теперь про себя расскажи чего нибудь. Какую музыку ты сейчас слушаешь?
Какие у тебя хобби? Какие любимые писатели?
АБ-Я совершенно остыла к гитарной музыке и слушаю исключительно экспериментальную электронику. Еще много этнической
музыки, типа тувинского горлового пения или шаманские камлания или распевы тибетских монахов. Занимаюсь исключительно
разьездами по азиатским странам (индия, монголия, китай, сибирь и тп) и сьемкой фильмов. Из русских писателей давно уже
никого не читаю, и вообще читаю гораздо меньше чем раньше. Последнее что читала – Murakami и Filip K. Dick А вообще в
прошлом любила Borges’a Krotazar’a Markes’a и т.п.
ХФ. Ну с музыкой это довольно распостраненная вещь. Много интеллектуальных панков оказывается в эзотерических перифериях в
конце концов. А поподробнее нельзя про музыку? Какую именно электронику ты слушаешь? И расскажи пожалуйста про фильмы
поподробнее. Про что? Для кого ты их снимаешь? Кто за етим стоит?
АБ- Biosphere, Coil, Psychic TV, Woob, Zoviet France кто то там еще….
ХФ-Throbbing Gristle, Death in June, Boyd Rice... takie veshi?
АБ-Throbbing Gristle - да, а Death in June – не очень. Вообще нахожусь в стадии поиска новой интересной музыки. Rioki Ikeda
еще- японец такой.
ХФ-Ясно. А про фильмы свои поподробнее расскажи.
АБ-Ну я училас в аспирантуре, (на мастерскую степень) в антропологии и кино и во основном снимала для дипломных проектов.
Про тибетских лам в сибири, индии. Один кстати есть про одного музыканта из ноттингхэма. Про ‘эзотерическую периферию’ не
уверена что ты имеешь в виду, но скажу сразу что терпеть не могу New Age.
ХФ-Ну ясно что New Age панки слушать не будут никогда! Но горловое пение это уже эзотерическая периферия, white-noize там
всякий и т.д. и т.п. В каких азиатских странах ты была?
АБ-Ну я уже все назвала уже-индия, монголия, китай. И сибирские республики… Бурятия, якутия. Собираюсь вот тут может в
камбодию и таиланд, но не знаю еще. Потом еще снимал на ямалском полуострове (полярный круг, западная сибирь), на резервации
навахо, и тп.
ХФ-Чем ты занимаешся теперь?
АБ-Вот пытаюсь тут выжить как ‘независимый киношник’ но пока как-то очень с трудом. Ищу бабки для фильма. Занимаюсь
антропологическими исследованиями. Думаю поступать в аспирантуру.
ХФ-Какой фильм ты хочешь сделать?
АБ-Везем старого индейского шамана из резервации в сибирь, встречаться с местными шаманами. Ну как, очень эзотерически? J
ХФ-Да, очень эзотерическое. J Но круто! Какой твой жизненный девиз?
АБ-Ну это прямо профессиональный журналистский вопрос!
ХФ-Ну дык! Насобачился тут с тобой! J
АБ-Никогда не думала над этим, честно… надо придумать какой-нибудь девиз
ХФ-Ну какое правило которому ты следуешь? Какая любимая поговорка?
АБ-Ну нету у меня правил! J Или наоборот, так много что вспомнить ничего не могу! А ты случайно на самом деле не журналист?
ХФ-Не, не журналист, не бойся. J Наоборот, какое то не плавное интервью получилось, рваное какое-то. Но это наверное т.к.
по интеренету. Ну хорошо, нет правил у тебя. Нет так нет. Тогда я тебе сейчас устрою блиц-вопросник: я называю две вещи,
ты выбирай первое или второе. Чем меньше думаеш, тем лучше. Готова?
АБ-Ок!
(Далее следует лист где выделены Анины предпочтения).
Балтика, Гиннесс
Beatles, Rolling stones
кофе, чай
конопля, екстази
пианино, кебоард
Шагал, Дали
Лимонов, Пелевин
вилка, нож
каратэ, дзюдо
пидоры, лезбиянки
мп3, компакт-диск
Тарковский, Бергман
Маяковский, Пушкин
узи, калашников
Достоевский, Толстой
спортивная машина, Jeep
молоко, кефир
кафка, Мамлеев
драм машина, барабанщик
черное, желтое
черное, красное
неврапатолог, психиатр
шахматы, шашки
авианосец, подлодка
яд, нож
акустика, электричество
кошка, собака
готика, индустриал

ХФ-Хммм…… Вот вроде и все (ведь для меня это тоже блиц). Хочешь добавить чего нибудь?
АБ-Что-бы понятно все это рассказать, нужно писать мемуары, а из интервью как-то мумуфрно все получается, потому что я мало
что помню.
ХФ-Ну это понятно. Лучше что-то чем ничего. А мемуары ты сама потом сможешь написать. Спасибо большое.
АБ-Пожалуйста.
ХФ-Ну спокойной ночи тогда. Пака.
АБ-Спокойной ночи.

[ г л а в н а я | н а з а д ]